После “Аюскамия Адхьяя” Ачарья Вагбхата изложил главу под названием “1 Диначарья”
(Режим дня) так говорили Господь Атрея и другие великие мудрецы.
Поддержание хорошего самочувствия здоровых людей и лечение больных –
две основные цели Аюрведы. Имея это в виду, Ачарья Вагбхата подчеркнул
важность профилактического аспекта и выделил отдельные главы, такие как “Диначарья”и т.д.
У здорового человека должно быть равновесное состояние трех гуморов организма, семи
ткани, три продукта жизнедеятельности и сила пищеварения, а также приятные ощущения для ума, души и
органов чувств.
Пратакалоттхана (время пробуждения):
Чтобы защитить свою жизнь, здоровый человек должен вставать с постели в брахма-мухурту.
Примечания:
На основании вышеизложенного утверждения следует, что нездоровому или больному человеку не нужно просыпаться рано утром, и он должен следовать указаниям соответствующего врача по брахма-мухурте. Брахма-мухурта — это время, которое приходится на вторую половину последней ямы (3 часа) ночи или ранние часы рассвета, т. е. примерно в 4.24 утра.
Это подходящее время для изучения и получения знаний. Это также время, когда все три дошы находятся в состоянии равновесия.
Шауча видхи (Очищение):
После оценки состояния организма (например, была ли полностью переварена пища, принятая накануне вечером, и т. д.) необходимо прислушаться к естественным побуждениям и хорошо очистить органы.
Примечания:
* Здоровые люди должны испражняться естественными позывами, такими как фекалии и моча и т. д., лицом на север утром и на юг ночью.
* Во время дефекации следует молчать, сидеть и покрывать голову тканью.
* Избегайте принудительного испражнения.
* Избегайте испражняться в грязных местах, посреди дороги, на кучах пепла, в коровнике, на кладбище, в священных местах, перед женщинами и уважаемыми людьми, лицом к солнцу и луне и т. д.
* Но в моменты страха и больные люди могут испражняться по своему желанию.
* Во время позыва не следует заниматься никакой другой работой.
* Подавление естественных позывов приводит к нарушению ваты, что, в свою очередь, вызывает множество заболеваний.
* После чистки зубов очистите язык с помощью скребка для языка, который не должен иметь острых краев и быть изогнутым, изготовленным из металлов, таких как золото, серебро, медь и т. д.
Anjana (глазная капля):
После данта-дхаваны ежедневное использование саувираджаны (сульфида анатомии)
– глазная капля отлично подходит для защиты глаз.
Примечания:
Преимущества саувираджаны:
* Глаза становятся красивыми и чистыми.
* Возможность видеть даже мелкие предметы.
* Все три цветные части глаз станут четко очерченными.
* Ресницы станут гладкими и упругими.
* Поскольку глаза связаны преимущественно с теджо (агни) махабхута, постоянное использование сау вирахджана провоцирует капха досу.
* Поэтому расахджана (приготовленная из дарвиквата-Berberis aristata) должна применяться один раз в неделю, чтобы смягчить нарушенную капху и сохранить ясность зрения.
После анджана видхи следует провести навана карму (насью или введение через нос), гандусу (полоскание рта), дхумапану (вдыхание лечебных паров) и тамбула-севану (жевание паны).
Насья (капли в нос):
После использования коллириума рекомендуется закапывание капель в нос с анутайлой, а затем полоскание горла.
Преимущества капель в нос:
Регулярное использование анутайлы в качестве пратимарса насьи (по 2-2 капли в каждую ноздрю) —
* Сохраняет плечи, шею и грудь сильными.
* Голос становится сладким.
* Рот становится свежим и свободным от неприятного запаха.
* Все органы чувств становятся чистыми и сильными.
* Кожа становится без морщин.
* Волосы никогда не седеют.
Гандуса-кавала-дхарана (полоскания):
* Удерживание жидких лекарств в полости рта в течение определенного периода без перемещения лекарства известно как гандуса.
* В то время как в кавала дхаране используется калка дравья, и ей разрешено перемещаться в полости рта в течение определенного периода.
И гандуса, и кавала бывают четырех типов, как указано ниже:
Гандуса
1. Снехлка гандуса: в которой используются маслянистые лекарства, и она показана при расстройствах ваты.
2. Самана гандоса: используются лекарства, имеющие сладкий вкус и холод, и она показана при расстройствах питты.
3. Шодхана гандуса: острые, кислые, соленые лекарства используются в шодхана гандуса и она показана при расстройствах капхи.
4. Ропана гандуса: используются вяжущие, горькие и сладкие препараты, и они показаны для врана ропаны.
* Сок баранины и масло гинджилы можно использовать для гандусы регулярно.
Преимущества полосканий:
* Придает силу нижнечелюстным суставам.
* Голос станет чистым.
* Придает силу рту.
* Сухость во рту и трещины на губах облегчаются.
* Снимает зубную боль и укрепляет десны.
* Кхадира, кшири врикша, иримеда и т. д. являются препаратами выбора для кавала-дхараны.
* Анорексия, неприятный запах изо рта, слюнотечение и т. д. будут облегчены.
* Гандуса с теплой водой сделает рот чистым и бодрым.
Продолжительность гандуса/кавала-дхараны:
Гандуса и кавала должны выполняться до тех пор, пока у человека не появятся водянистые выделения из носа и глаз.
* После капель в нос и полосканий рекомендуется вдыхание дыма (прайогика дхума), использование духов
и гирлянд.
* При использовании прайогика дхумапаны будут облегчены заболевания ЛОР-органов (ухо, нос и горло), вызванные ватой и капхой.
* Обостренная капха из-за ахджаны (глазной капли) будет облегчена насьей.
А повышенная вата из-за насьи может быть преодолена кавалой.
*Точно так же обостренная капха, вызванная использованием кавалы, может быть облегчена прайогика дхумапаной.
* Поэтому после ахджаны; Насья должна быть сделана, затем кавала-граха и в конце прайогика дхумапана должна быть проведена только в определенном порядке.
Tambula-sevana-nisedha (Противопоказания для жевания бетеля):
Следующим лицам противопоказано жевание пана —
* Ksata (urahksataJ травма груди)
* Pittasra (raktapittaf кровотечение)
* Ruksa (сухость в теле)
* Kupita caksu (заболевания глаз)
* Visa dusta (ядовитые состояния)
* Murccha (обморок/эпилепсия)
* Madarta (алкогольное отравление)
* Sosa (сухость во рту и туберкулез) и т. д.
Tambula
Примечания:
При пережевывании нежных листьев бетеля (Piper betle) вместе с орехом бетеля (Areca catachu), jatiphalai Myristica fragrans), lavahga (Syzigium aromacum), karpura (Cinnamonum camphora), kahkola (Piper cubeba), pudlna и т. д. сохраняют рот свежим, вкусным и приятным на запах.
Идеальное сочетание:
Жевание паны, взяв два листа бетеля вместе с одним орехом бетеля, гашеной известью и экстрактом кхадиры, полезно для людей — после сна, еды, принятия ванны и после рвоты.
Абхьянга (масляный массаж):
Регулярное проведение массажа тела будет полезным. Он:
* Задерживает старение, снимает усталость и смягчает вату. Дает хорошее зрение и способствует силе. Увеличивает продолжительность жизни и снимает бессонницу.
* Придает коже прочность и красоту, а тело становится сильным.
* Масло следует наносить особенно на голову (массаж головы), уши (ушные капли) и ступни (массаж подошв), а также на все тело.
Противопоказания:
Массаж не следует проводить:
* Людям, страдающим расстройствами капхи.
* Во время курса терапии шодхана.
* А также при расстройстве желудка.
Примечания:
После завершения процесса переваривания пищи, принятой в предыдущий день, массаж тела следует проводить с маслами, которые смягчают вату, ароматизированы и также подходят для сезона.
Такие как чанданабала лакшади тайла, чанданади тайла летом и агурвади тайла зимой, которые имеют сита и усна гуны соответственно.
Поскольку нанесение масла на ось транспортного средства, кожа животного и горшок становятся гладкими и блестящими, также человеческое тело становится гладким и сильным благодаря применению масляного массажа.
Вата в основном присутствует в тактильном сенсорном органе и находится в коже. Массаж тела с маслом полезен, и поэтому его следует проводить регулярно.
Преимущества массажа головы:
* Снимает головную боль, облысение, поседение и выпадение волос.
* Укрепляет органы чувств.
Преимущества ушных капель:
* Предотвращает столбняк.
* Снижение слуха и глухота.
* Боль в ушах.
Преимущества массажа стоп:
* Ступни становятся сильными.
* Способствует сну и зрению.
* Снимает онемение, скованность, контрактуры и трещины на подошвах
Вьяяма (упражнения):
Действия, которые вызывают усталость тела, известны как вьяяма.
Преимущества упражнений:
* Тело становится легким.
* Способность выполнять обычные обязанности с энтузиазмом.
* Увеличивает силу пищеварения.
* Уменьшает жир, а части тела становятся четкими и упругими.
Противопоказания к выполнению упражнений:
* Пациенты, страдающие расстройствами вата и питта.
* Дети, пожилые люди и люди, страдающие расстройством желудка.
Сильные юди, те, кто привык принимать жирную пищу, и в холодное и весеннее время года (хеманта, сисира и васанта ртту) выполняют упражнения вполовину своих возможностей. Другим и в другие сезоны (гришма, варшавд сарадриту) следует делать это еще меньше.
После выполнением упражнений следует нежно массировать все тело.
Недостатки чрезмерных упражнений:
Чрезмерные упражнения приводят к следующим осложнениям, таким как тршна (жажда), кшайя (истощение), пратамака (сильная одышка), рактапитта (кровоизлияние), шрама (истощение), дхамма (усталость), каса (кашель), джвара (лихорадка), чарди (рвота) и т. д.
Из-за чрезмерных физических упражнений, недосыпания, длительных пеших прогулок, чрезмерного полового акта, слишком долгих разговоров и смеха, физических усилий и т. д. тело разрушается подобно тому, как лев сражается со слоном и погибает.
Удвартана (порошковый массаж):
Массаж (мелким порошком) в противоположном направлении от волосяных фолликулов с высоким давлением известен как удвартана.
При регулярном проведении удвартана — капха смягчается, жир
разжижается, части тела становятся упругими, а кожа становится здоровой.
Удвартана
Примечания:
Удвартана бывает 3 типов —
(a) Удвартана: Лекарства, используемые в удвартаначчешА.есправилайане и вимлапане.
(b) Удгхарсана: Здесь используются сухие и грубые лекарства.
(c) Утсадана: Используются маслянистые пасты.
Использование: Они помогают расширить каналы и увеличить силу бхраджака питты в коже. Так что цвет лица улучшается.
Утсадана показана для улучшения красоты женщин.
Снана (ванна):
Преимущества ванны:
* Повышает аппетит. Тепло, выделяемое телом через
поры пота, блокируется и возвращается в
первоначальное место и усиливает способность пищеварения.
* Улучшает сексуальную энергию.
* Увеличивает продолжительность жизни.
* Улучшает силу тела.
* Устраняет зуд, шум, напряжение, пот, усталость, жажду, жжение и т. д.
Обычная ванна с горячей водой придает силу телу, но ванна с головой снижает силу волосяных фолликулов и глаз. Поэтому ванна с головой с горячей водой противопоказана.
Противопоказания к купанию:
Людям, страдающим от ардита вата (паралича лица), нетра рога (заболеваний глаз), асьярога (заболеваний рта), карна рога (заболеваний ушей), атисара (диарея), адхмана (вздутие живота), пинаса (насморк), аджирна (несварение желудка), бхуктавасту (сразу после еды) и т. д., противопоказано купание.
Примечания:
Не купайтесь в реках и прудах, когда воды недостаточно, и никогда не купайтесь обнаженными.
Садвритта (Режим правильного поведения):
* Для поддержания хорошего здоровья необходимо употреблять здоровую и ограниченную пищу, и только после завершения переваривания ранее съеденной пищи.
* Естественные позывы, такие как моча, фекалии и т. д., не следует изгонять силой.
* Во время позыва не следует заниматься никакой другой работой.
* Сначала лечите излечимые болезни.
Все действия людей предназначены только для счастья. Такое счастье не произойдет без дхармы (правильного морального поведения). Поэтому нужно всегда стремиться к правильному поведению.
Заботьтесь о друзьях с чувством преданности и удачи, а других (злых людей) следует держать на расстоянии.
Садвритта (Режим правильного поведения):
* Для поддержания хорошего здоровья необходимо употреблять здоровую и ограниченную пищу, и только после завершения переваривания ранее съеденной пищи.
* Естественные позывы, такие как моча, фекалии и т. д., не следует сдерживать.
* Во время позыва не следует заниматься никакой другой работой.
* Сначала лечите излечимые болезни.
Все действия людей предназначены только для счастья. Такое счастье не произойдет без дхармы (правильного морального поведения). Поэтому нужно всегда стремиться к правильному поведению.
Заботьтесь о друзьях с чувством преданности и удачи, а других (злых людей) следует держать на расстоянии.
Dasavidha papa (Десять греховных действий):
Следует избегать десяти греховных действий (относящихся к уму, речи и телу) — ментально, устно и физически.
Греховные действия тела: 1. Hiriisa (жестокость), 2. steya (воровство), 3. anyathakama (незаконный секс).
Греховные действия речи: 4. Paisunya (клевета), 5. parusa vacana (оскорбительные/грубые слова), 6. nrta vacana (ложь) и 7. sambhinna alapa (разногласие).
Греховные действия ума: 8. Vyapada (ненависть), 9. abhidhya (ревность) и 10. drg viparyaya (непонимание)
Режим правильного поведения:
Нужно помогать людям, тем, кто борется за свое существование, страдает от болезней и страдает от скорбей, в соответствии с собственными возможностями. На всех их следует смотреть с сочувствием, утешать и помогать.
Считайте себя даже насекомыми и муравьями. Сострадательное отношение ко всем живым существам является отличительной чертой цивилизованного человека.
Выражайте почтение богам, коровам, брахманам, старейшинам, вайдьям, царям и гостям.
Никогда не будьте равнодушны к тем, кто обращается с реальной нуждой или желанием чего-либо. Не разочаровывайте, не проявляйте неуважения и не оскорбляйте таких людей, которые когда-либо приходят к нам с просьбами.
Нужно сотрудничать и помогать другим, даже тем, кто не сотрудничает, а также их врагам.
Нужно иметь одинаковый настрой в благополучном и бедственном состоянии и не тревожиться из-за взлетов и падений жизни. Будьте ревнивы к причине, а не к результату.
Нужно говорить в подходящее время, приличными словами и кратко, правдиво и приятным образом.
Нужно принять посвящение в приветствии друзей, родственников или других. Приветствуйте каждого с приятным, вежливым, добрым и мягким лицом. Делитесь своей радостью с другими. Не следует ни верить, ни подозревать каждого.
Не показывайте вражду к кому-либо или чью-либо вражду к вам.
Не показывайте оскорбление, нанесенное вам, или неприязнь вашего начальника к вам.
Будьте экспертом в умилостивлении других, понимая идеи людей и угождая подходящими средствами.
Не следует ни слишком сильно нагружать органы чувств (глаза, уши и т. д.), ни позволять им оставаться инертными.
Все предприятия должны быть направлены на одно из трех жизненных стремлений, то есть дхарму, артху и каму. Следуйте им, не противореча друг другу.
Во всех действиях следуйте склонности быть на срединном пути. Избегайте чрезмерной привязанности и безразличия. Нужно выполнять свою работу с чувством долга без амбиций или ненависти.
Поэтому следуйте срединному пути, который всегда является самым безопасным.
* Нужно регулярно стричь волосы, ногти и бороду.
* Очищать ноги и все отверстия от отходов.
* Сохраняйте привычку ежедневно принимать ванну.
* Пользуйтесь духами и хорошей одеждой, которая яркая и не кричащая.
* Всегда следует носить драгоценные камни и амулеты, наполненные мощными и божественными лекарствами.
* Носите сандалии и зонтик во время ходьбы и наблюдайте за дорогой на расстоянии не менее двух метров.
* Только в экстренных случаях можно выходить на улицу ночью, держа палку в руке, обмотав голову тканью вместе с помощником.
Не следует проходить через тень —
1. Чайтьи (деревьев, считающихся местами обитания грах).
2. Людей, которым поклоняются.
3. Столбов флагштоков.
4. Нечестивых вещей.
Не следует наступать на кучи пепла, кучи шелухи зерна, грязь, гравий, кучи камней, места, где проводятся жертвенные ритуалы (бал), и места для омовения.
Не следует —
* Переплывать реки только с помощью рук.
* Приближаться к горящим кучам огня.
* Садиться в лодку или забираться на дерево, прочность которого сомнительна.
* Ездить на неуправляемых животных.
* Чихая, смеясь и зевая, нужно закрывать лицо.
* Не расширяйте ноздри.
* Не царапайте землю без причины.
* Не совершайте беспорядочных жестов частями тела.
* Не сидите на корточках долгое время.
Необходимо прекратить всю деятельность тела, речи и ума до того, как вы устанете.
Не стойте долго с поднятыми коленями.
Не следует укрываться ночью —
* Под деревьями.
* Чатвара (перекресток трех дорог, где люди собираются для отдыха).
* Чайтья (деревья, считающиеся обителью грах).
* Чатушпатха (перекресток четырех дорог).
* Суралайя (храмы или бары).
Следующие места совершенно не подходят для проживания даже днем.
Суна (скотобойни), атавл (леса), шунья гриха (разрушенные дома) и смасана (кладбища).
* Не следует смотреть на солнце в любое время.
* Не следует носить тяжелые грузы на голове.
* Очень мелкие предметы, очень яркие предметы, грязные и неприятные вещи не должны постоянно находиться на виду.
Не следует торговать, производить, поставлять или получать опьяняющие спиртные напитки.
* Следует избегать прямого ветра, солнечного тепла первой половины дня, пыли, тумана и порывистого ветра.
* Чихание, отрыжка, кашель, сон, еда и совокупление не должны происходить с расстроенным телом.
* Избегайте отдыха в тени деревьев, растущих на берегах рек.
* Избегайте людей, которых ненавидит царь.
* Избегайте диких, ядовитых и рогатых животных.
* Избегайте злых, бесчестных, нецивилизованных, слишком умных людей.
* Избегайте принимать пищу, совокупляться, спать, читать, думать и т. д. во время сандхьякалы (закат и рассвет).
* Избегайте пищи, предлагаемой врагами, подаваемой на церемонии жертвоприношения, предлагаемой большой группой жертвователей, поставляемой проститутками и еды, продаваемой на рынке.
* Избегайте издавать звуки с помощью тела, рта и ногтей.
* Избегайте пожимать руки и волосы.
* Избегайте находиться между двумя сосудами с водой, огнем и уважаемыми людьми.
* Держитесь подальше от паров мертвого тела, пристрастия к алкоголю.
* Избегайте веры женщинам и предоставления независимости
Для разумного человека весь мир является проводником или учителем. Поэтому следуйте за миром как за оценщиком выполнения мирских дел.
Сострадание ко всем живым существам; отношение к жертвоприношению для них; контроль над действиями тела, слов и ума и чувство эгоизма в интересах других достаточны для хорошего поведения.
Тот, кто ежедневно думает о том, кто он и как проводит дни, не подвержен печали.
Таким образом, правило правильного поведения было кратко рассмотрено. Тот, кто придерживается вышеуказанных правил, будет иметь долгую жизнь, здоровье, процветание, славу, а также вечный мир.